Пояснительная записка для заседания Общественного консультативно-экспертного совета при Комитете по тарифам Санкт-Петербурга 18.06.2013
В декабре 2012 года в Санкт-Петербурге были установлены тарифы на коммунальные услуги, реализуемые населению, с темпом роста с 01.07.2013 — 15%, что соответствует среднегодовому росту размера платы граждан за коммунальные услуги 7,5%.
Необходимо отметить, что тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению устанавливается на минимальном уровне исходя из стоимости производства и передачи тепловой энергии ОАО «ТГК-1». При этом установленный единый тариф на тепловую энергию для населения составляет 83% от экономически обоснованных затрат теплоснабжающих организаций Санкт-Петербурга.
Возникающая разница в тарифах на тепловую энергию возмещается управляющим компаниям, заключившим договоры с ресурсоснабжающими организациями на теплоснабжение многоквартирных (жилых) домов, из средств бюджета Санкт-Петербурга в порядке, утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга. На 2013 год порядок возмещения разницы в тарифах на тепловую энергию утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2013 № 179 «О Порядке предоставления в 2013 году субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских».
При этом, в рамках поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака проработан вариант возможного снижения тарифов на коммунальные ресурсы для обеспечения темпов роста размера платы за коммунальные ресурсы с 01.07.2013 не выше чем на 12% (в среднем по году — 6%).
Принимая во внимание дефицитность бюджета Санкт-Петербурга на 2013 год, исключается возможность прямого субсидирования населения или энергоснабжающих организаций за счет средств городского бюджета, что в свою очередь влечет необходимость снижения тарифов на тепловую энергию, холодную воду и водоотведение для ресурсоснабжающих организаций.
В связи с отсутствием информации об изменении на федеральном уровне тарифов на газ и электрическую энергию, снижение размера платы граждан будет необходимо осуществить за счет снижения темпов роста тарифов на тепловую энергию, холодную воду и водоотведение до уровня ниже экономически обоснованного.
Таким образом, ограничение роста указанных тарифов приведет к возникновению выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций в 2013 году (по теплоснабжающим организациям — 400 млн. руб. и по ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» — 300 млн. руб.).
Такая ситуация, в свою очередь, будет препятствовать реализации утвержденных адресных программ капитального ремонта и капитальных вложений, необходимых для надежного и гарантированного теплоснабжения и водоснабжения потребителей Санкт-Петербурга.
Относительно тарифов на холодную воду и водоотведение необходимо отметить следующее.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» с 01.01.2004 необходимо было прекратить практику установления различных по величине тарифов, в том числе на холодную воду и на услуги по водоотведению.
В целях снижения социального напряжения ликвидация перекрестного субсидирования в тарифах на холодную воду и услуги по водоотведению может быть осуществлена не ранее 2015 года.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» внесены изменения в Правила установления и определения нормативов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306. Согласно указанным изменениям, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга в срок до 01.06.2013 внес соответствующие изменения в действующие нормативы потребления коммунальных услуг.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению дополнительно снижены на 5% по сравнению с действующими (в сопоставимых условиях). Суммарное среднегодовое снижение в среднем составит 9% к уровню января 2012 года.Существенно уменьшились нормативы потребления по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды — в 9 и 6 раз, соответственно, в среднем при новом нормативе на холодную (горячую) воду в размере 0,03 м3/на м2 общей площади помещений, входящей в состав общего имущества. Нормативы потребления (до 01.06.2013) по холодному водоснабжению на общедомовые нужды составлял 0,26 м3/на м2 общей площади помещений, входящей в состав общего имущества, и горячему водоснабжению — 0,19 м3/на м2.
Норматив потребления по водоотведению на общедомовые нужды исключен и в расчетах с гражданами применяться не будет.
Кроме того, следует отметить, что в бюджете Санкт-Петербурга на 2013 год запланирован объем финансирования на возмещение жилищным организациям расходов на оплату тепловой энергии, возникающих вследствие разницы в тарифах на тепловую энергию, установленных для населения и теплоснабжающих организаций, более 6,84 млрд. руб.
При этом, для обеспечения социальной защиты граждан, имеющих право на льготы, и граждан, относящихся к категории малообеспеченных (при превышении расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг максимально допустимой доли в совокупном доходе семьи), в бюджете Санкт-Петербурга предусмотрено около
14,2 млрд. руб.
Вместе с тем, Законом Санкт-Петербурга от 03.04.2013 № 208-33 внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 403-48 «О региональных стандартах в жилищной сфере» в части снижения регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг с 16 до 14 процентов от совокупного дохода семьи.
Принимая во внимание принятые меры по социальной защите населения, дополнительное снижение нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению и нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, во избежание недоремонтов в сфере водо- и теплоснабжения, и, как следствие, ухудшения надежности поставки ресурсов потребителям Санкт-Петербурга, целесообразно сохранить темпы роста тарифов на тепловую энергию, холодную воду и водоотведение на уровне 15% при максимальном росте платы граждан в пределах 8 % (в среднем по году — 4%), что соответствует темпам роста размера платы за коммунальные ресурсы, определенным Правительством Российской Федерации.
В отношении тарифов для группы «Прочие потребители» с 01.07.2013 необходимо отметить следующее. Комитет по тарифам Санкт-Петербурга в ноябре-декабре 2012 года установил на 2013 год тарифы для организаций, деятельность которых подлежит государственному регулированию в рамках предельных минимальных и максимальных уровней тарифов, утвержденных ФСТ России, с календарной разбивкой, предусмотренной тарифной политикой, одобренной Правительством Российской Федерации, с учетом сохранения тарифов на основные виды ресурсов до 01.07.2013 на уровне действующих в декабре 2012 года.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую с 01.01.2011 потребителям, являются свободными, складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию, за исключением тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Приложения:
1. Прогноз стоимости коммунальных услуг в 2013 году при изменении нормативов потребления коммунальных услуг с 01.06.2013 и изменении тарифов на коммунальные ресурсы с 01.07.2013.
2. Тарифы на основные виды ресурсов для группы «Прочие потребители» на территории Санкт-Петербурга на 2013 г.
Просмотреть: Тарифы на основные виды ресурсов для группы «Прочие потребители» на территории Санкт-Петербурга на 2013 г.
Порядок рассмотрения обращений
Энергоэффективность и энергосбережение
Cистема оплаты за услугу по обращению с ТКО