26.04.2016

Информационное письмо от 26.04.2016 № 01-13-635/16-0-0

Об аренде объектов электросетевого хозяйства

В связи с поступающими обращениями организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроэнергетики на территории Санкт-Петербурга, по вопросу аренды объектов электросетевого хозяйства, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга считает необходимым разъяснить нижеследующее.

В соответствии с частью 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике под территориальной сетевой организацией понимается коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом об электроэнергетике, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее – Критерии) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 и включают в себя, в том числе, требование о владении на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА, а также линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, не менее 2 уровней напряжения из приведенных в пункте 2 Критериев.

Согласно определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2008 № 11183/08 по делу № А40-55912/07-91-509 электрическое оборудование, в том числе распределительное, в силу ГОСТ 24291-90, является составной частью подстанции, следовательно, подстанция является неделимым объектом.

Из указанного следует, что данное имущество может быть передано в аренду только в виде единого объекта - подстанции, являющейся объектом недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 34 ГОСТ 19431-84 под линией электропередачи понимается электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.

Согласно пункту 2.4.2 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 № 187 (далее – ПУЭ), воздушная линия электропередачи напряжением до 1 кВ представляет собой устройство для передачи и распределения электроэнергии по изолированным или неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям.

Воздушная линия электропередачи выше 1 кВ - устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.) (п. 2.5.2 ПУЭ).

В соответствии с Перечнем имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504, к воздушным линиям электропередачи относятся линии электропередачи воздушные напряжением от 0,4 до 1500 кВ включительно, переменного и постоянного тока на металлических опорах, на опорах из непропитанной древесины, на опорах из пропитанной древесины, на железобетонных опорах, в том числе опоры, фундаменты, провода, тросы, изолирующие подвески, охранные системы, системы заземления, системы защиты воздушных линий, устройства светоограждения, устройства защиты от перенапряжений, устройства отбора мощности, установленные непосредственно на линии электропередачи, высокочастотные заградители, если они размещены в границах зоны эксплуатации линии электропередачи, устройства плавки гололеда и элементы, входящие в состав линий электропередачи.

Таким образом, передача электрической энергии только по воздушным линиям электропередачи невозможна, поскольку для данного процесса необходим комплекс всех указанных элементов.   

Более того, в соответствии с постановлением ФАС Уральского округа от 09.04.2014 № Ф09-1504/14 по делу № А76-9544/2013, постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27.04.2015 № Ф10-843/2015 по делу № А35-5737/2014 (оставленным без изменения постановлением Верховного Суда РФ от 16.10.2015 № 310-АД15-10016) опоры линии электропередач, сваи под установку опор линии электропередачи являются конструктивными элементами воздушных линий, то есть входят в состав линейного объекта.

Следовательно, в аренду могут сдаваться только линии электропередачи со всеми конструктивными элементами.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

Согласно пункту 1 статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Пунктом 2 статьи 651 ГК РФ установлено, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Таким образом, договоры аренды, заключенные в отношении линий электропередачи на срок не менее года, подлежат государственной регистрации.

Данная позиция также отражена в разъяснениях Федеральной антимонопольной службы, изложенных в письме от 14.09.2015 № АГ/49225/15.

Согласно пункту 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – Правила регулирования) основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие Критериям.

В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).

 С учетом вышеизложенного, при рассмотрении Комитетом вопроса о соответствии юридического лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства требованиям Критериев, представленные в соответствии с подпунктом 13 пункта 17 Правил регулирования договоры аренды, заключенные на срок меньший, чем срок очередного расчетного периода регулирования (для соответствующего юридического лица), и не прошедшие в установленном порядке процедуру государственной регистрации, не будут учитываться в качестве документов, подтверждающих владение объектами, указанными в п. 1 и 2 Критериев.

 

Председатель Комитета
Д.В.Коптин

 

Просмотреть в формате PDF


Яндекс.Метрика