03.07.2018
С 2015 года между ПАО «ТГК-1» и Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга существуют разногласия, связанные с вопросом учета дополнительных расходов ПАО «ТГК-1» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, возникших в связи с изменением метода распределения расхода топлива между электрической и тепловой энергией. Переход компании с пропорционального на физический метод распределения расхода условного топлива между электрической и тепловой энергией в условиях их комбинированного производства привел к увеличению расходов, относимых на производство тепловой энергии, и соответствующему снижению затрат на производство электрической энергии.
Для ПАО «ТГК-1» еще в 2015 году были установлены тарифы на трехлетний период (2016, 2017 и 2018 годы) в рамках долгосрочного регулирования, на котором находится организация. В соответствии с действующим законодательством долгосрочные параметры регулирования, к которым относится понижающий коэффициент, устанавливаемый органом регулирования в целях перехода от одного метода регулирования расхода топлива к другому, не подлежат корректировке.
Несмотря на то, что у Комитета в 2016-2018 годы не было оснований для перехода на физический метод распределения затрат топлива, ПАО «ТГК-1» активно отстаивает свою необоснованную позицию и доказывает ее в судах и ФАС России.
Во исполнение приказа ФАС России от 20.12.2016 № 1802/16 Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга в отношении ПАО «ТГК-1» были приняты решения, предусматривающие установление с 2019 года переходного периода (2019-2021гг.) к физическому методу распределения расхода условного топлива между электрической и тепловой энергией, где расходы на удорожание тепловой энергии должны быть распределены равномерно в течение трёх лет. Однако, представители ПАО «ТГК–1» не согласны с данной позицией Комитета и настаивают на завершении перехода к физическому методу распределения расхода условного топлива в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в срок не позднее 2018 года.
13.06.2018 состоялось заседание Комиссии ФАС России по рассмотрению разногласий между Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга и ПАО «ТГК-1». По итогам заседания, Приказом ФАС России от 22.06.2018 № 853/18 было принято решение признать с 01.08.2018 утратившим силу распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2017 № 227-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 № 364-р» и предписать Комитету с 01.08.2018 установить тарифы в сфере теплоснабжения ПАО «ТГК-1» с учетом перехода на физический метод распределения топлива между электрической и тепловой энергией в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
В случае исполнения решения ФАС России и перехода с 01.08.2018 на физический метод распределения расхода условного топлива между электрической и тепловой энергией, произойдет значительный рост расходов на тепловую энергию, что повлечет существенное увеличение тарифов в сфере теплоснабжения для конечных потребителей, основную долю которых (51%) составляет население. Расчетный рост тарифов ПАО «ТГК-1» с 01.08.2018 (с учетом компенсации выпадающих расходов в части топлива в 2016-2017 годах) для всех категорий потребителей составит 49,1%, вместо утвержденных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга 4,0%. Кроме того, потребуется выделение бюджетной субсидии на компенсацию межтарифной разницы в зоне теплоснабжения ПАО «ТГК-1» в размере 2,9 млрд.руб. ежегодно.
При этом остальные потребители зоны теплоснабжения ПАО «ТГК-1», доля которых составляет 49%, включая промышленных потребителей, вынуждены будут самостоятельно оплачивать потребляемую тепловую энергию по тарифу с ростом 49,1% с 1 августа 2018 года. Данный рост тарифов в сфере теплоснабжения приведет к увеличению издержек промышленных предприятий и себестоимости выпускаемой ими продукции, снижению конкурентоспособности и финансового результата компаний.
Таким образом, изменение ПАО «ТГК-1» в 2016-2018 годах метода распределения расхода топлива нарушает установленный п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» принцип соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, влечет неизбежный значительный рост тарифов на тепловую энергию на территории Санкт-Петербурга в 2018 году и, как следствие, приведет к негативным социально-экономическим последствиям.
При этом, согласно данным бухгалтерской отчетности чистая прибыль ПАО «ТГК-1» за 2017 год составила 7,26 млрд. рублей с темпом роста в сравнении с 2016 годом в 100% (3,636 млрд. руб.). В случае применения с 01.07.2018 удельного расхода условного топлива, предлагаемого ПАО «ТГК-1», ориентировочная чистая прибыль ПАО «ТГК-1» по итогам 2018 года (с учетом возмещения выпадающих доходов с 01.01.2016 года) возрастет до 11,136 млрд. руб., т.е. на 50% в сравнении с 2017 годом.
Из вышеуказанного также следует, что государственное регулирование хозяйственной деятельности ПАО «ТГК-1» осуществлялось Комитетом в соответствии с целями и задачами такого регулирования, которое на протяжении последних лет обеспечивало ПАО «ТГК-1» систематическое извлечение чистой прибыли, что свидетельствует о покрытии им всех своих как плановых, так и фактических расходов за счет получаемой валовой выручки.
Динамика чистой прибыли ПАО «ТГК-1» за последние три отчетных года выглядит следующим образом:
2015 год – 2 676,05 млн.руб.,
2016 год – 3 636,30 млн.руб. (рост к уровню 2015 года составил 36%),
2017 год – 7 261,02 млн.руб. (рост к уровню 2016 года составил 99,7%).
При этом ежегодно более 36% чистой прибыли ПАО «ТГК-1» направляет на выплату дивидендов отечественным и иностранным акционерам:
2015 год – сумма начисленных дивидендов составила 969,60 млн.руб. (36,2 % от чистой прибыли),
2016 год – сумма начисленных дивидендов составила 1 331,04 млн.руб. (36,6 % от чистой прибыли),
2017 год – сумма начисленных дивидендов составила 1 890,00 млн.руб. (26,03 % от чистой прибыли).
Необходимо отметить, что столь существенное увеличение стоимости тепловой энергии, производимой ПАО «ТГК-1», значительно снизит конкурентоспособность и востребованность самой Компании на рынке производства тепловой энергии Санкт-Петербурга, так как тарифы на тепловую энергию, производимую тепловыми электростанциями ПАО «ТГК-1», достигнут уровня тарифов на тепловую энергию, производимую котельными, расположенными на территории Санкт-Петербурга.
Данная ситуация приведет к масштабному отказу существующих и новых потребителей тепловой энергии от использования когенерационных источников теплоснабжения в пользу строительства локальных источников тепловой энергии.
В 90-е годы предыдущего столетия именно эта ситуация заставила повсеместно отказаться от физического метода распределения расхода условного топлива между электрической и тепловой энергией в когенерации.
Учитывая данные обстоятельства, в целях защиты прав и законных интересов потребителей тепловой энергии, Комитет подготовил заявление об отмене Приказа ФАС России от 22.06.2018 № 853/18, которое будет подано в Арбитражный суд города Москвы.
Источник:https://glasnarod.ru/rossiya/sankt-peterburg/184794-rasshirennyj-kommentarij-komiteta-po-tarifam-sankt-peterburga-po-raznoglasiyam-s-pao-ltgk-1r
Порядок рассмотрения обращений
Энергоэффективность и энергосбережение
Cистема оплаты за услугу по обращению с ТКО