29.05.2018

Тепло раздора

Энергетики, рассчитывавшие прежде перейти на оптимальный для них физический метод распределения затрат топлива между электрической и тепловой энергией еще в 2016 г., надеются получить недополученные за три года доходы. Комитет по тарифам, оспаривающий требования энергетиков в Верховном суде РФ, указывает на то, что тарифы на трехлетний период были установлены до вступления в силу методических указаний правительства РФ, вступивших в силу в октябре 2016 г. Кроме того, он опасается, что поддержка требований ТГК-1 судом приведет к «дополнительной нагрузке на бюджет Санкт-Петербурга».

В настоящее время Комитет по тарифам Санкт-Петербурга применяет для ТГК-1 пропорциональный метод, при котором расход топлива на выработку электроэнергии и тепла распределяется по условному усредненному соотношению. «Это не соответствует физике процесса, так как при комбинированной выработке на ТЭЦ большее количество затрат топлива относится на производство тепловой энергии, таким образом, происходит образование выпадающих доходов в сфере теплоснабжения, – подчеркивает ПАО «ТГК-1». – Сегодня разница между существующим тарифом и тарифом, который должен быть установлен исходя из физического метода определения удельных расходов условного топлива, составляет 2,5 миллиарда рублей в год».

Энергетики апеллируют к решению Федеральной антимонопольной службы, одобрившей переход к новому методу распределения затрат еще в 2016 г., и к принятому весной этого года решению Санкт-Петербургского городского суда, поддержавшего позицию ТГК-1. «Данный метод используется в большинстве регионов страны – в Москве, Ленинградской области, Республике Карелия», – подчеркивают они. – Если компания получит недополученные за три года доходы, а это примерно 7,5 миллиарда рублей, она сможет направить эти деньги на реконструкцию изношенных тепловых сетей в Санкт-Петербурге».

«Сегодня для ТГК-1 установлен самый низкий тариф на тепловую энергию в Санкт-Петербурге (1678,72 руб. / Гкал против 2 498,36 руб. / Гкал у ГУП «ТЭК СПб»), – добавляет энергокомпания. – При этом все население города платит по тарифу ТГК-1, а недостающую разницу ГУП «ТЭКу» выплачивает бюджет Санкт – Петербурга. Ежегодно предусматриваются субсидии для всех теплоснабжающих организаций, за исключением ПАО «ТГК-1». Размер субсидий в период 2018‑2020 гг. запланирован в сумме 40 млрд руб., в том числе 29 млрд руб. на компенсацию межтарифной разницы. В этой связи компенсация городом выпадающих доходов ТГК-1 укладывается в сложившуюся и годами действующую систему взаимоотношений администрации Санкт-Петербурга и генерирующих компаний».

«Постановлением правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» были утверждены правила, которые устанавливают порядок применения методов распределения удельного расхода условного топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в целях тарифного регулирования в сфере теплоснабжения, – напоминает Комитет по тарифам. – Методические указания, на которые ссылается ПАО «ТГК-1», были разработаны в 2016 г. и вступили в силу только 22 октября того же года в соответствии с приказом Минэнерго России № 952. При этом тарифы для компании были установлены еще в 2015 г. на трехлетний период (2016, 2017 и 2018 гг.) в рамках долгосрочного регулирования, требованиям которого подчиняется организация. В соответствии с действующим законодательством долгосрочные параметры не подлежат корректировке».

Таким образом, подчеркивает Комитет, требование перехода на физический метод распределения затрат топлива энергетическими котлоагрегатами между электрической и тепловой энергией в указанный период «не имеет оснований». В период с 2019 по 2021 г. Комитет будет обязан принять тарифное регулирование с учетом удорожания тепловой энергии, при этом расходы будут распределены равномерно в течение трех лет. В случае, если Верховный суд не удовлетворит жалобу Комитета, то повышение тарифов произойдет уже в 2018 г., что приведет к их росту на 44 %, поскольку ТГК-1 требует учесть все выпадающие расходы за прошедший период.

«С учетом того, что в российском законодательстве установлена норма – индекс изменения размера платы граждан (рекомендательный порог роста тарифа), в случае судебной поддержки требований ТГК-1 возникнет существенная дополнительная нагрузка на бюджет Санкт-Петербурга, – считают чиновники. – Бюджетная субсидия, компенсирующая расходы теплоснабжающей организации, приведет к сокращению социальных расходов и обязательств инвестиционного характера. Кроме того, юридические лица, как промышленные предприятия, так и малый бизнес, и бюджетные учреждения пострадают от изменений, поскольку рост тарифов будет существенным. Со стороны Комитета было предложено осуществить переход на физический метод распределения топлива с 1 января 2019 года. Это было компромиссным решением, и только оно позволило бы сдержать рост тарифов на тепловую энергию для потребителей».

https://www.eprussia.ru/epr/342/7612083.htm