06.11.2018

Расширенный комментарий Комитета по тарифам Санкт-Петербурга по вопросу обращения с ТКО

В связи с внесением изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в состав коммунальных услуг включена услуга по обращению с ТКО. При этом в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2016 № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» поэтапный переход к новой системе регулирования в области обращения с ТКО должен быть завершен в срок до 1 января 2019 года.

Во исполнение действующего законодательства в Комитете по тарифам Санкт-Петербурга была создана Межведомственная рабочая группа по координации вопросов, связанных с проведением фактических замеров объемов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга,  
с участием представителей Жилищного комитета, Комитета  по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, АО «Автопарк № 1» «Спецтранс», АО «Автопарк № 6 «Спецтранс».

В рамках деятельности Межведомственной рабочей группы был определен перечень объектов для осуществления фактических замеров объемов накопления ТКО и сроки проведения замеров. По решению Межведомственной рабочей группы обязанность по проведению 4-х этапов фактических замеров объемов накопления ТКО была возложена на АО «Автопарк № 1 «Спецтранс» и АО «Автопарк № 6 «Спецтранс».

Во исполнение пункта 11 Правил и приказа Минстроя России от 28.07.2016 № 524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов» были проведены замеры объемов накопления ТКО в весеннем, летнем, осеннем и зимнем сезонах 2016 года не только в многоквартирных и жилых домах Санкт-Петербурга, но и в ряде объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждениях.

Отметим, что расчетные единицы по каждой категории объектов определяются уполномоченным органом. Комитетом в рамках данной работы был проведен мониторинг общественного мнения по вопросу выбора расчетных единиц с целью установления нормативов накопления ТКО в многоквартирных домах.

Результаты мониторинга общественного мнения показали, что 36,9% респондентов голосовали за единицы измерения м32, кг/м2, остальные 63,1% респондентов голосовали за единицы измерения м3/чел., кг/чел.

В целях проведения экспертизы по определению нормативов накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга приказом Комитета от 28.03.2017 № 33 была назначена Экспертная группа по определению нормативов накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга.

Предложение Экспертной группы по утверждению нормативов накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга обсуждалось и получило одобрение на совещании Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, совещании Межведомственной рабочей группы, заседании Общественного консультативно-экспертного совета при Комитете, совещании с участием Губернатора Санкт-Петербурга и членов Правительства Санкт-Петербурга.

По итогам проведенной работы распоряжением Комитета от 14.04.2017 № 30-р утверждены нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга. Указанное распоряжение вступило в силу с 01.01.2018.

Что касается осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Санкт-Петербурга, по результатам проведения конкурсного отбора победителем было признано Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Завод по механизированной переработке бытовых отходов» (СПб ГУП «Завод МПБО-2») в обеих зонах деятельности регионального оператора (зона 1 и зона 2), с которым заключены соответствующие соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор начинает осуществлять свою деятельность на территории Санкт-Петербурга с первого января 2019 года. Ранее, в городе не было ответственной организации за движение бытовых отходов на всех этапах – от сбора на контейнерных площадках до переработки и утилизации.

Предложение по установлению единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами было вынесено на рассмотрение координационного совета Трёхсторонней комиссии Санкт-Петербурга по регулированию социально-трудовых отношений.

После принятых на совете решений, 28 сентября состоялось заседание правления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга под руководством первого заместителя председателя Комитета Гасана Сафарова, в ходе которого члены правления утвердили производственную программу и установили предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга на 2019 год (в зонах деятельности № 1 и № 2).

В структуре необходимой валовой выручки для расчета предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО учтены расходы на обезвреживание и обработку ТКО порядка 30%, на захоронение ТКО на полигонах Ленинградской области – 20 %, на транспортирование ТКО от контейнерных площадок до объектов размещения – 40%.

Отметим, что установленные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга на 2019 год ниже, чем во многих субъектах Российской Федерации, в том числе ниже, чем на территории Ленинградской области.

На сегодняшний день в нашей стране внедряется новая система обращения с ТКО, после перехода на которую региональные операторы становятся единственными координаторами всего процесса обращения с ТКО на вверенной им зоне деятельности. Региональный оператор в Санкт-Петербурге будет заниматься сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией и обезвреживанием бытовых отходов. Ответственная организация будет направлять потоки ТКО на полигоны, которые расположены на территории Ленинградской области для захоронения.

В соответствии с законодательством инвестиционная составляющая в состав регионального оператора включена быть не может. Однако в соответствии с методикой укрупненные расходы содержат затраты на услуги операторов, расположенных на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области и осуществляющих захоронение, обезвреживание и т.д., затраты на транспортировку, затраты на осуществление текущей деятельности, в том числе, связанные с заключением договоров, как с исполнителями коммунальных услуг, так и с операторами.

Региональный оператор в Санкт-Петербурге будет заниматься сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией и обезвреживанием бытовых отходов. Ответственная организация будет направлять потоки ТКО на законные полигоны, которые расположены на территории Ленинградской области для захоронения.

Задача регоператора – обеспечить не только максимальный охват услугой по обращению с отходами всех потребителей Санкт-Петербурга, но и постепенно реализовать план по переходу на раздельный сбор мусора. Такие перемены в первую очередь помогут избежать стихийных свалок и помогут улучшить экологическую ситуацию региона.

В связи с началом деятельности единого регионального оператора по обращению с ТКО, жителей Санкт-Петербурга ожидают изменения в плате за жилищные и коммунальные услуги. В общей сложности суммарная плата за коммунальные и жилищные услуги изменится не более чем на 1%. Теперь вместо жилищной услуги по вывозу, захоронению (обработка, обезвреживание) ТКО, плата за которую входит в состав платы за содержание жилого помещения, в квитанции у петербуржцев появится отдельная строка за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Раньше плата за услугу по вывозу, захоронению (обработка, обезвреживание) ТКО производилась с квадратного метра, независимо от количества человек, проживающих в квартире. Теперь же плата за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами будет производиться по количеству человек, проживающих в квартире.