06.11.2018

Комитет по тарифам Санкт-Петербурга встретил своё двадцатилетие заслугами прошлых лет и большими планами на будущее

 

История Комитета по тарифам Санкт-Петербурга началась с создания Региональной энергетической комиссии Санкт-Петербурга еще в 1998 году. А уже позднее в 2005 году Региональная энергетическая комиссия Санкт-Петербурга была переименована в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга. Сегодня Комитет проводит государственную политику Санкт-Петербурга в сфере государственного регулирования тарифов, цен, розничных цен, размера платы за услуги, предельных размеров оптовых и розничных надбавок, подлежащих государственному регулированию и регулирование которых отнесено к его компетенции.

За 20 лет работы Комитета по тарифам Санкт-Петербурга произошло множество изменений во всех отраслях регулирования.

В начале своего пути Комитет осуществлял регулирование в отношении всего 3 организаций. Сейчас их количество возросло до 150.

Произошло реформирование электроэнергетики - появились гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации, поменялся подход к их регулированию.

В условиях современной экономической ситуации на уровне Правительства Санкт-Петербурга был разработан ряд мероприятий, направленных на снижение административных барьеров.

Одним из таких мероприятий стало снижение количества регулируемых теплоснабжающих организаций, в сфере производства которых теплоснабжение не является основным видом деятельности.

В 2015 году вице-губернатором Санкт-Петербурга Игорем Албиным был утвержден План мероприятий по оптимизации схемы теплоснабжения Санкт-Петербурга и Комитет начал проводить работу, направленную на снижение количества регулируемых организаций, что позволило ресурсоснабжающим организациям оптимизировать свои расходы в части подготовки материалов по установлению регулируемых тарифов. Такое решение по снижению операционных издержек и административно-управленческих расходов при сокращении числа регулируемых ТСО города – один из основных способов снижения тарифной нагрузки на городских потребителей.

Период с 2016 по 2018 год стал особенным. Комитет провёл большую работу в части установления тарифов в рамках новой системы обращения с ТКО, после перехода на которую региональные операторы становятся единственными координаторами всего процесса обращения с ТКО на вверенной им зоне деятельности.

Еще одним важным достижением работы в этот период стал внутриотраслевой баланс, благодаря которому производится оперативный расчет необходимых при тарифообразовании данных с учетом взаимосвязи количественных показателей производства и потребления коммунальных ресурсов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

На 2019 год запланировано расширение базы формирования внутриотраслевого баланса (на основе данных за 3-х летний период) и разработка платформы моделирования сценарных условий и перспектив развития коммунально-энергетического комплекса города посредством применения внутриотраслевого баланса.

Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга и СПб ГБУ «ЦТЭО» совместно с кафедрой «Экономики и управления городом и городской инфраструктурой» СПбГЭУ была разработана и запущена магистерская программа по направлению «государственное и муниципальное управление».

Инновационность магистерской программы в сфере управления инженерной инфраструктурой и ресурсами территорий базируется в первую очередь как раз на межотраслевом балансе, разработанном Комитетом. В рамках его реализации была проведена огромная работа с естественными монополиями, крупными предприятиями реального сектора, со всеми Комитетами города для интеграции усилий и внедрения этого баланса. После проведённой работы стало понятно, что для реализации намеченных планов нужно уже сейчас готовить специалистов. Был составлен рейтинг и отобраны самые значимые содержательные области. Все они превратились в перечень дисциплин магистерской программы. Программа рассчитана, как на целевые группы представителей крупных монополистов, так и на молодых ребят, которые смогут на конкурсной основе пройти обучение.

Кроме того, руководители Комитета регулярно принимают участие в обсуждении с магистрантами вопросов тарифного регулирования, раскрывая наиболее важные задачи и проблемы ценообразования и тарифного регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве и топливно-энергетическом и транспортном комплексах.

На протяжении всех лет работы Комитет по тарифам Санкт-Петербурга ответственно проводит политику информационной открытости и прозрачности всех принимаемых тарифных решений, являясь масштабным центром по успешному внедрению информационных технологий для автоматизации сферы государственного тарифного регулирования.

Комитет подробно анализирует фактические расходы организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и формирует плату исходя из показателей прогноза социально-экономического развития. Рост платы граждан за содержание жилого помещения находится в пределах показателей индексов-дефляторов, что является неотъемлемой частью тарифной политики, проводимой Комитетом в соответствии с задачей защиты интересов как производителей ресурсов и услуг, так и потребителей, прежде всего, защиты интересов граждан и недопущения возникновения социальной напряженности.

В целях открытости и публичности проекты тарифных решений предварительно обсуждаются  на заседании общественного консультативно-экспертного совета при Комитете по тарифам Санкт-Петербурга с участием депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,

Кроме того, проекты тарифных решений предварительно согласовываются на заседании Координационного совета Трехсторонней комиссии Санкт-Петербурга по регулированию социально-трудовых отношений и на заседании Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Губернаторе Санкт-Петербурга.

В целях защиты интересов граждан при установлении нормативов потребления коммунальных услуг, размера платы за содержание жилого помещения создаются рабочие группы, к работе которых привлекаются представители саморегулируемых и общественных организаций, в том числе Межрегионального профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области работников жилищно-коммунальных организаций и сферы обслуживания.

Все действия Комитета направлены на обеспечение перспективного развития систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с нормами законодательства в сфере тарифного регулирования, а также с учетом потребностей объектов капитального строительства и способствуют повышению качества поставляемых для потребителей услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Достижение поставленных перед Комитетом задач осуществляется штатом высококвалифицированных специалистов, многие из которых награждены государственными наградами и имеют ученые степени.